- Андрей Витальевич Мальгин, российский историк, кандидат филологических наук, генеральный директор Центрального музея Тавриды, председатель Комиссии по вопросам культуры и межнациональных отношений Общественной палаты Республики Крым.
- Игорь Юрьевич Коротченко, военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона»;
- Виталий Киселев, помощник министра внутренних дел ЛНР.
Полностью дам расшифровку с Игорем Коротченко - он говорил резко, но по делу.
- Мы обсуждаем неожиданное событие – турецкий "Байрактор" нанес удар по территориям, контролируемым ополченцами Донбасса, насколько эта ситуация может стать переломной? Как мы видели в Карабахе БПЛА сыграли решающее значение.
- Во Второй карабахской войне беспилотники безусловно сыграли решающую роль в победе азербайджанской армии над Арменией. Что касается использования беспилотников турецкого производства украинскими вооруженными силами то это оружие достаточно эффективно, а ПВО ДНР и ЛНР еще хуже, чем армянская. Россия стоит перед необходимости какого-либо варианта реагирования. То, что Украина пошла на использование турецких беспилотников для атак по Донбассу связано с большой геополитической игрой запада против России. Западу желательно спровоцировать вооруженный конфликт между Российской федерацией и Украиной под предлогом которого можно было бы отложить сертификацию и ввод в эксплуатацию газопровода "Северный поток-2". Поэтому все активизации Украины на донбасском направлении ложатся в логику этого геополитического противостояния, этой гибридной войны, которая сегодня ведется против России.
Надежных способов борьбы с "Байракторами" в ЛДНР не существует. Есть зенитно-ракетные комплексы малой дальности "Тор-М2", которые гарантировано поражают "Байрактары" в зоне действия. Другое дело, что в Донбассе подобных комплексов нет. Здесь вариантов может быть несколько: первое – Россия может пойти на введение бесполетной зоны над территорией Донбасса, что означает, что любая воздушная цель, вторгшаяся со стороны Украины, атакующая объекты инфраструктуры, жителей Донбасса, будет уничтожаться с территории России российскими комплексами противовоздушной обороны, развернутыми вблизи границ с ЛНР и ДНР. То есть не вводя подразделения ПВО на территорию Донбасса Россия способна со своей территории обеспечить режим бесполетной зоны. Но безусловно это политическое решение и при анализе как плюсов, так и минусов данного решения надо учитывать комплексность проблемы. Второй вариант – если военные поставки в ДНР и ЛНР будут осуществлены такими странами, как например Венесуэла, либо Абхазия, либо южная Осетия. Это суверенные государства, которые могут позволить себе те или иные форматы военно-технических связей в том числе и с непризнанными республиками Донбасса. Что касается эскалации, еще раз подчеркну, что "Байракторы" – это эффективное оружие, не надо преуменьшать его значение, особенно против тех армий тех государств, которые не обладают эшелонированной системой ПВО.
- Нет ли тут еще одной возможности для Украины? Не хотела ли она этими беспилотниками поссорить Турцию и Россию, поскольку беспилотники турецкие?
- У нас с Турцией достаточно сложные отношения. В одних вопросах Турция выступает как прямой геополитический противник России, в других вопросах Турция выступает как ситуативный партнер. Турция является и покупателем российских систем противовоздушной обороны С-400, не будет об этом забывать. Эрдоган также выражал интерес и к покупке истребителей пятого поколения Су-57. Поэтому в данном случае Украина реализует свои национальные интересы, у России нет возможности заставить Турцию указанные виды оружия Украине. Поэтому отношения с Турцией будут развиваться по своей собственной логике, где с одной стороны мы противники в геополитическом плане, а с другой стороны ситуативные партнеры и экономические союзники.
- Некоторые специалисты говорят, что использование ударных беспилотников нарушает минские соглашения. Если это так, то почему гаранты минских соглашений молчат?
- Киев нарушает Минские соглашения последние годы, начиная с момента их подписания. При этом ни миссия ОБСЕ, ни Европа не реагируют на это. Вы этому удивлены? Я, например, нет. Это все укладывается в стратегию гибридной войны, которую запад ведет против России. Там где выгодно – Европа выступает, там где не выгодно – она молчит и закрывает глаза.
- Обычно украинские представители все отрицают, а тут они сами опубликовали видео.
- Я еще раз могу сказать: если вы ждете, что Европа выступит по этому поводу, то я вам скажу – она не выступит. Не надо быть глупцами и наивно ожидать, что кто то будет соблюдать международное право. Там где западу выгодно он плевать хотел на международное право, а где ему не выгодно – он ведет себя по-другому. Это реалии современного мира. Каждая страна реализует собственные устремления, национальные интересы, используют различные форматы гибридного взаимодействия и гибридной реакции.