Евгений Зубарев (anonim_from_rus) wrote,
Евгений Зубарев
anonim_from_rus

Categories:

"Поэты одного ущелья": поэзия и проза современного Дагестана. Ну, такое, РКН лучше не смотреть

После начала эпидемии в прошлом году COVID вынужден ездить на работу и обратно на машине. Раньше вполне себе помещался в метро и не жужжал. Но супруга сказала - в машину, любимый!, а я, как подкаблучник, смиренно согласился.
И вот езжу больше года, как дурак.
Раздражает, да.
За это время сменили машину на более массивную.
Раздражать стало не меньше.

Но пост не об этом. Я стал слушать много (прям очень много) аудиокниг, в основном из тех, что записаны были ранее еще в СССР, поскольку их спиздить нынче намного легче - сраные западные копирайтеры даже не знают, кому предъявить свое возмущение.
И вот я прослушал сегодня, пока ехал домой, вот такое произведение:
"Ожерелье для моей Серминаз". Автор Ахмедхан Абакарович Абакаров (12 декабря 1931 — 23 октября 1991) — даргинский писатель, публицист, сценарист, первый даргинский профессиональный драматург. Народный писатель Дагестанской АССР (1969).

Что я могу сказать. Я служил в советской армии в период 1986-1988, и это было очень непростое время. Дагестанцы в советской армии тех времен были явно лишние - не прибавляли они боеготовности, прямо скажем, а только мешали.


Но даже в советской армии тогда, в СССР, такое произведение, как "Ожерелье для моей Серминаз" признали бы абсолютной унылой хуйней.
Абсолютной и полной хуйней, это правда.
Пока ехал, все выслушал. Там такие заходы внезапные - про позитивных горцев, что учатся в Москве в институте, или про труд, который, оказывается, характерен для всякого горца. Очень подробно про горских чеканщиков, кузнецов, гончаров, ткачих и даже горских инженеров.

Прям очень подробно, но неискренне.
Вот звук, вот ссылка - там триста прослушиваний в целом, ибо, понятно, всем сейчас на это пох.
Никому неохота слушать в целом лживую и в принципе неубедительную сказку, пусть и написанную с соблюдением правил.

Вот, кстати, ее кратное содержание, ибо стоит знать объект обсуждения:
Действие происходит в Дагестане в середине 1960-х годов.

Двадцатилетний кубачинец Бахадур влюбляется в односельчанку по имени Серминаз. Он рад бы жениться на ней, но его мать и дядя (брат погибшего на войне отца) сначала и слышать не хотят о свадьбе, потому что девушка происходит из рода Мунги, с которым у их семьи уже сто лет непримиримая вражда по давно забытому поводу. Впрочем, от брака Бахадура зависит и счастье его близких — дядя уже много лет назад посватался к вдове своего брата, но она согласилась выйти за него только после свадьбы сына. Так или иначе, Бахадур отправляется за подарком для невесты — по традиции аула, он должен странствовать, пока не найдёт нечто столь прекрасное, что понравится невесте и будет по достоинству оценено сельской общиной.

Начав путь из Кубачей, Бахадур посещает Долину женихов близ аула Ицари, село Чарах в долине реки Рубас, по долине Таркама доходит до Губдена, а затем и до города Изберга на берегу Каспийского моря. Оттуда он летит на вертолёте до Чиркея, где строится гидроэлектростанция, и дальше продолжает путь пешком через Унцукуль и Ирганай в Гергебиль и Балхар, а оттуда обратно в родное село. По дороге юноша знакомится со многими людьми, ближе узнаёт свой родной край и переживает множество приключений. Правда, к концу пути ему не удаётся сохранить ни один из собранных им для невесты ценных подарков. К тому же он узнаёт, что к Серминаз посватались ещё два парня из его аула.

Вернувшись в село, Бахадур оказывается на свадьбе своей матери и дяди. Тем временем у самого старого жителя села удаётся выяснить, что за вражда разделяла два рода на протяжении века: оказывается, два аксакала когда-то поспорили на годекане, на чём стоит Земля — на панцире черепахи или на рогах белого буйвола? А Бахадур тем временем понимает, что он подарит невесте: это будет «ожерелье, но не простое, а ожерелье мудрости, ожерелье из похождений, нанизанных на нить моей горячей любви к Серминаз». Во время общего смотра подарков Бахадур читает написанную им книгу о своих странствиях. Его повествование оценивают по достоинству, и Серминаз выходит за него замуж, а через год у пары рождается сын Амру («жизнь»).


Кому это может быть интересно, я даже предположить не могу. Унылая надуманная история, которых сейчас всякие сетевые авторы придумывают миллионами.
Я, пока ехал домой, скучал, если честно. Финал был предсказуем с точностью до реплик всех активных персонажей.

То есть без старшего брата сейчас у них вообще не зайдет ничего подобного нигде и никогда.
И что это значит - умрет великая литература Кавказа, которую в СССР так старательно культивировали русские переводчики?

Вот интересно.
В Дагестане так-то двести языков, если верить Вики. Но они там даже на одном, на русском языке, ничего стоящего не могут написать за последние несколько десятков лет.

Ну, или я не прав.
Разочаруйте меня. Дайте ссылки, я почитаю или послушаю. Что там написали интересного и стоящего за последние 30-50 лет.
Очень интересно. У меня впереди еще много поездок, хочу прослушать весь эпос.
Я, кстати, совершенно искренен - я вполне могу быть неосведомлен, это точно.
Дайте ссылки, уважаемые читатели.
Хочу прочитать то, что было написано там за последние 30 лет.

АПД. Забыл упомянуть актеров в радиоспектакле, а напрасно - они, конечно, прибавили к читаемости, думаю, немало.

Итак, в ролях:
Бахадур - Райкин Константин;
Дауд, его дядя - Зельдин Владимир;
Айша, его мать - Васильева Екатерина;
Айбала - Терехина Александра;
Мицидай - Волчек Галина;
Зухра - Акулова Ирина;
Алхилав - Гафт Валентин;
Шах-Алим - Бубнов Степан;
Кадар - Евстигнеев Евгений;
Хасан - Цейц Сергей;
Хусейн - Волынцев Юрий;
Зульфи - Райкина Екатерина;
Абу-Муслим - Ханов Александр.

Все чтецы/актеры - горцы, как вы сами видите. Ну, или замаскировались ради гонораров.
Tags: ну, такое
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Journal