Украинские порты исторически ближе к арабскому миру, чем к цивилизованной Европе. Помню, даже во времена СССР, там процветало поголовное взяточничество околоморских чиновников и особенно таможенников. Моряки одесситы были повязаны с таможней по рукам и ногам. Контрабанда для них была в порядке вещей, так как какую то часть они отдавали таможенникам. А сам товар у них почему-то назывался "школой". Украсть для одесского моряка что нибудь с другого судна, то же считалось в порядке вещей. Помню в Мурманске к нам вторым бортом поставили одесское судно. Средь белого дня были пойманы их члены экипажа, которые пытались украсть имущество с нашей боцманской кладовой. Наш старпом пошёл жаловаться на них их капитану, но получил такой хамский отпор, что бежал ошарашенный с одесского судна назад. Этот украинский народец жить иначе не может. Ему , как и арабам , главное получить должность, а там он сам себе зарабатывает на поборах и взятках. С приходом так называемой независимости эти отрицательные черты украинцев только усугубились. Лично я был в Южном в 2018 году. Мне открытым текстом говорили какую сумму я должен дать, что бы все проверки прошли гладко. Так что Украина НЕ цеевропа...
А вот эта история просто валит наповал:
Оу ё, заход в порт Украины.
Первыми на судно поднялись пограничники. Начали со сверки все документов: паспортов, контрактов и всяких бумажек. Малейшие разночтения, например: Sergey и Serhiy – повод для штрафа. У повара в сименс буке не стояла дата списания с судна (это было года 3 назад и после этого есть отметки с нескольких судов), и такое злостное нарушение паспортного режима обошлось тому в 100 баксов. После того как была проведена общая проверка в течении, как минимум 2 часов, они потребовали денег. Когда мастер спросил – за что? Они сказали – чтобы все прошло быстрее. Мастер платить отказался. После долгой торговли согласились, что вместо денег они (8 человек) возьмут 16 блоков сигарет, 8 бутылок водки и 2 ящика пива.
Затем пришли таможенники. Сразу пошли проверять артелку (склад провизии). Там они просто брали с полок все, что им нравилось – колбасу, кофе, сигареты и спиртное, и запихивали себе в портфели, пока те не смогли закрыться. Этим все можно, у них "Джокер" на пагонах. Затем полный шмон по каютам. Шмон в лучших традициях – из всех шкафов все обыскивается и скидывается в кучу. На замечание – «Может уберете за собой?» Ответ – «Нам некогда!» Придирались абсолютно ко всему. У моториста не стене весел календарь с голой красоткой –оштрафовали за порнографию. На замечание о том, что все то же самое можно купить в городе на любом углу, они стали потрясать скверными копиями каких-то указов за ...надцатый год. В общем, сотку вымаланили. У каждого перепроверяли задекларированную и имеющуюся наличность. У боцмана нашли на 10 баксов больше (тот просто не посчитал забытую в кармане куртки мелочь) – хотели оштрафовать на 300 долларов, но потом сошлись на 100,... как они сами сказали –«урок за невнимательность». Перевернули пароход от киля до мачты! Нашли даже то, о чем не подозревали даже старожилы. Пересмотрели ВСЕ! видеокассеты на предмет порнографии. Докапывались даже до макулатуры (незадекларированный носитель информации). Проверили наличие краски, химии, запасов масел и топлива – ну тут вроде ни к чему не смогли докопаться.
После таможни появилась санэпидеминспекция.
Первым делом – визит с портфелями в артелку с объемными портфелями. Кроме того уносят 20 кг мяса «на экспертизу». Проверяют срок годности всех лекарств в судовой аптеке. Докопались что хирургический скальпель просрочен (все стерильные инструменты имеют срок хранения) – штраф. Берут пробы воды из крана на камбузе для анализа (платного) и еще 300 USD чтобы в анализе «случайно» не оказалось холеры. Проверяют медицинские книжки и прививочные сертификаты всего экипажа.
Затем на борт поднялся инспектор портнадзора. Традиционное посещение артелки, но там уже поживится особо нечем – предшественники все вынесли. Удовлетворился головкой сыра. Для него все, что находилось на борту было с истекшим сроком эксплуатации. На картах нет корректировок, гидрокостюмы, спасательные жилеты, буи, трапы и пр. – все просрочено. Приходится поднимать гору бумаг чтобы доказать что все проверялось береговым сервисом всего пару месяцев назад. Пытается учить стармеха как заполнять Журнал нефтяных операций на образце смазанной ксерокопии с какого-то другого судна. На одобренные IMO образцы заполнения ему плевать. Вызывают смех его попытки проверить этот журнал, ведущийся на английском языке, при полном незнании оного. Но все равно находит к чему придраться: оказывается что в Николаеве живут крысы – мутанты, для которых стандартные противокрысиные щитки на швартовных концах диаметром 65 см не преграда, и щитки должны быть 72 см. Цена вопроса – 2 бутылки виски из личных запасов капитана.
Потом были экологи. Если судно зашло в украинский порт – то оно уже должно экологам. Они искренне считают, что 25 человек экипажа, на одном судне, используя систему очистки фекальных вод, способны обосрать всё черноморское побережье Украины от Ильичевска до Керчи. Что вся жизнь в Черном море погибнет из за того, что с судна откачали балласт, взятый сутки назад в другой точке Черного моря.
Они сходу оштрафовали нас за дым из трубы. Вахта на трапе рассказала, что они специально стояли и ждали полчаса, пока на судне запустится паровой котел (при этом всегда появляется немного дыма) – чтобы сделать фотографии. Ведут себя по-хамски, угрожают и вымогают денег без всякого стеснения. Берут анализ сточных вод и балластной воды, естественно все платные. В лоб говорят мастеру чтобы давал денег иначе анализы будут плохие. Женщина-эколог, килограмм под 100 веса, с головой залазит в контейнер с пищевыми отходами и находит там обрывок пластиковой пленки. Очень рады по этому поводу – есть причина для очередных угроз.
Мастер потихоньку начинает сходить с ума, и тут приходят черная таможня, снова перемеряли всё топливо... недостача тяжёлого 4 тонны, избыток лёгкого 2.5 т. (для нашего большего судна в пределах погрешности измерений). На наши заявления, что топливо уже проверяла таможня и все сходилось – ноль внимания. Деду и мастеру предложено написать объяснительные на спецбланках, которые начинаются выдержками из УК о даче заведомо неправильных показаний. В объяснительной требуют указать, почему скрыли от зоркого взгляда таможни 2.5 тонн дизельки. Далее идут угрозы: излишки топлива арестовываются и изымаются, т.к. незаконным путём ввезены в Украину + официальный штраф (500 минимумов) за незаконный ввоз энергоресурсов + пока штраф не заплачен официально, никаких работ на судне.... Или мастер платит налом прямо сейчас и вопрос закрыт. Мастер естественно заплатил.
Затем приходили из Порт Стейт Контроля (не путать с портнадзором), но после предыдущих «орлов» эти – уже мелочи. Были еще какие-то другие сторонние организации, которые приходили с грозным видом просто подоить судно. Но срубив свой блок сигарет или банку кофе или бутылку виски быстро уходили.
К вечеру вроде все закончилось. Мастер сказал, что за всю его 30-летнюю работу в море он посетил сотни стран, случалось всякое, но такого беспредела он не видел никогда. Все эти проверки длились 12 часов, когда в нормальных, цивилизованных странах оформление прихода судна занимает 10-15 минут. Только мастер собрался подняться в каюту отдохнуть и снять стресс рюмочкой чая, как агент принес официальное уведомление о том, что весь экипаж должен оставаться на борту до проведения алкотеста. Все сидели и ждали (трезвые). Особенно это «понравилось» нашим николаевцам, жены которых ждали их на проходной еще с утра. Проверяющие явились в 2 часа ночи, и в конце концов провели таки свой алкотест.
Больше и сказать нечего.
Прогнило все насквозь у наших меньших братьев.