Недавно был реальный случай, когда в метро по станции летал прозрачный полиэтиленовый пакет и собака, которую привезли сотрудники МВД, естественно, залаяла. Просто нормальная реакция молодого пса. Но вместо того чтобы поймать пакет, станцию закрыли — ведь все должно быть по инструкции, и ждали взрывотехников. А люди в течение долгого времени не могли воспользоваться подземным транспортом.
При этом ни в одном федеральном документе, ни в постановлении правительства №410 от 5 апреля 2017 года нет ни слова об обязательном закрытии станций в связи с обнаружением бесхозного предмета. Только о том, что служба безопасности метрополитена обязана обеспечить безопасность пассажиров.
И только в Петербурге был разработан пакет документов внутреннего пользования «Оперативная документация по действиям работников метрополитена в чрезвычайных ситуациях». В нем есть инструкция «По действиям работников метрополитена и сотрудников полиции на метрополитене при обнаружении бесхозных предметов, при поступлении информации об угрозе взрыва и совершенном взрыве». Разработан документ службой безопасности Петербургского метрополитена. Федеральных документов с подобными инструкциями нет.
Согласно этой инструкции, если визуально невозможно определить безопасность бесхозного предмета, то дежурный по станции принимает решение о закрытии станции. Дальше проводится первичное обследование с газоанализаторами, которые есть у службы безопасности метрополитена. Если первичный осмотр дает полное представление о том, что предмет безопасен, то станцию открывают и продолжается работа. Если визуально с помощью технических средств нельзя определить, является ли находка взрывным устройством или нет, дежурный сообщает в полицию на метрополитене, а полиция вызывает Росгвардию.
В инструкции все гладко, но на деле она не работает. Дело в том, что по информации ФАН в Петербурге и Ленинградской области действуют всего три группы, работающие по обнаружению опасных взрывных предметов. Одна из них выезжает исключительно на объекты железной дороги и в «Пулково». Две работают по метро, площадкам, дворам и улицам. А еще — по всем найденным снарядам времен Великой Отечественной войны. То есть взрывотехники, занятые реальной угрозой — обезвреживанием снаряда времен ВОВ, которых у нас находят много, — должны ехать проверять пустую коробку в вестибюле подземки. В момент вызова в метро может оказаться, что группа вообще находится в отдаленном районе Ленинградской области. Вот станция и закрывается на три часа. И это чисто питерская фишка - в Москве станции не закрывают, проводят проверку и все.

В Москве все устроено несколько иначе. Там нет такой идиотской инструкции, прикрываясь которой сотрудники метрополитена уходят от ответственности, закрывают станцию и ждут, когда приедут взрывотехники, бросив реальную угрозу. Там служба безопасности сама проводит обследование бесхозного предмета с помощью спецсредств и собак, без закрытия станции. Вначале подходит собака; если она делает стойку, то применяются спецсредства. И только когда и спецсредства доказывают наличие взрывоопасных веществ, закрывают станцию и вызывают взрывотехников. В Москве издан отдельный приказ о действиях постового в момент обнаружения бесхозного предмета совместно с администрацией станции и службой безопасности.
Пиздец в СПб, короче говоря, рукотворный. Станции метро закрываются у нас каждый день и по любому поводу. Есть же инструкция — и дежурные ею пользуются, боясь взять на себя ответственность и самостоятельно провести минимальную проверку. И всем пох на ежедневные потери человеко-часов, нервы, деньги, в конце-концов. Почему Петербург не Москва, а?
Продолжение здесь.