В этом году чиновники комитета по печати, внезапно озаботившись экологическими вопросами, решили выяснить предпочтения горожан более глобально. Вопрос поставили так – искусственная ель или настоящая. При этом собственно опрос проходил всего 4 дня на сайтах правительственной газеты «Петербургский дневник» и телеканала «Санкт-Петербург» - мягко говоря, не самых популярных сетевых ресурсах Рунета.
«Принимая решение об установке на Дворцовой площади искусственной ели мы учли мнение горожан, 60% которых высказались против натурального дерева», - заявил мне заместитель председателя комитета по печати Алексей Васильев, отчего-то пряча глазки.

Правда, отвечая на уточняющий вопрос по поводу репрезентативности выборки, чиновник фактически признал случайность этого результата. Также выяснилось, что кроме бюджетных сайтов, опрос проводился в городских школах и именно дети в массовом порядке проголосовали за искусственную елку – «чтобы сохранить экологию региона».
В итоге в декабре на главной городской площади был смонтирован зеленый конус, который петербуржцы уже успели прозвать «китайским ершиком». При этом одни горожане возмущаются эстетическим уродством конструкции, а другие говорят о ложных посылах, которыми руководствовались власти.
Вот этот уродец, стоимость которого, как уверяют чиновники, 15 миллионов рублей:

Интересно, что производство пластмассовых елок примерно в 50 раз разрушительнее для природы, чем даже браконьерская рубка деревьев в лесу. По подсчетам экологов международного фонда WWF, углеродный след искусственной китайской ели размером в 1,5 метра составляет 57 кг СО2, а потери от такой же срубленной оцениваются в 1 кг СО2. По данным другой известной организации, экобюро Greens, материал, из которого сделано большинство искусственных елей, содержит канцерогенный ПВХ. Утилизация пластмассовых елей после использования на свалках вызывает закисление грунтовых вод, а сжигание опасно из-за выделения канцерогенов в атмосферу. Добавьте сюда тот факт, что пластмасса разлагается сотни лет, а обычная елка при утилизации вообще не наносит природе никакого ущерба, и станет ясно, что использование искусственных елок наносит природе в десятки раз более существенный ущерб, чем рубка живых елей.
«15 миллионов рублей – это годовой бюджет среднего лесничества в Ленинградской области. То есть за такие деньги можно было бы целый год охранять и воспроизводить тысячи гектаров леса. Транжиря хоть и не свои, а спонсорские деньги на китайскую поделку, наши чиновники демонстрируют масштаб своей глупости. Горожане и чиновники должны понимать, что лесхозы, выращивая и продавая ели, не наносят ущерба окружающей среде. Жаль только, что с новым Лесным кодексом этот бизнес в России становится слишком рискованным – ведь вместо долговременных контрактов теперь можно заключать только годовые, а выращивание елок требует 5-6 летнего запаса времени. Но, в любом случае, выращивание елей – совершенно нормальная и экологически безопасная процедура, сравнимая с выращиванием яблок или огурцов», - рассказал мне сегодня руководитель лесного отдела «Гринпис России» Алексей Ярошенко.
«Дети могут и не знать, что в реальности опасно, что безопасно с точки зрения экологии. Странно, что такие важные решения власти принимают на основании опросов школьников, а не учитывают мнение профессионалов. Елка, выращенная в питомнике, разумеется, намного безопаснее искусственной. Я призываю горожан отправляться в лесничества и поддержать их рублем, покупая у них елки. Замечу, что вырубка таких елей не наносит природе никакого ущерба, потому что эти плантации располагают в специальных зонах вырубки, например, под ЛЭП. Не покупайте китайские поделки, поддержите российские лесничества», - попросил руководитель природоохранных проектов «Зеленого фронта» Егор Леонтьев.
Примечательно, что на Дворцовой царят такие же настроения – пока я снимал елку на видеокамеру, ко мне подошло не менее десятка горожан и все они были единодушны в своем возмущении.

«Это не искусственная елка, это какой-то китайский ершик. За что тут платить 15 миллионов? Да на эти деньги можно было 5 хороших квартир купить!», «Неужели нельзя было поставить именно елку? Что это за уродство на главной площади Петербурга?!», «Ни снега, ни нормальных елок. Вот такой у нас теперь праздник», «Я только слышал об опросе, но ни я, и ни один из моих знакомых в нем не участвовали. Думаю, под предлогом опроса горожан чиновники пропихнули какую-то аферу с этой елкой. Не может такая простенькая конструкция стоить полмиллиона долларов» - вот основные тезисы из тех текстов, что звучат сейчас на Дворцовой.
Впрочем, насчет реальности опроса последний горожанин был неправ и тут я вступлюсь за чиновников – опрос в школах действительно был. О нем мне рассказала моя дочка, сообщив, что к ним в 4-й класс также приносили анкету.
«Мы все сначала проголосовали за живую елку, потому что она пахнет лесом и вообще настоящая, но учителя нам заявили, что для сохранения экологии полезнее использовать искусственную. И тогда мы все написали, что выбираем искусственную», - пояснила дочь.
Что-то мне этот опрос напоминает, ага.
Зачем наши чиновники мутили с этой конструкцией, я так и не понял - дело в том, что 500 тысяч долларов выделил спонсор, т.е. пилили в любом случае не бюджетные деньги. При этом я сегодня внимательно изучил это уродство - где там спрятано такое бабло, неясно. Конструкция элементарная - вокруг проволочного каркаса намотано несколько десятков метров пластмассовой ленты в виде трубочек с зеленой щетиной.

Мой приятель, химик-технолог, оценил затраты на производство этого говна в 10 тысяч долларов, доставку и монтаж - еще во столько же. Остается 480 тысяч долларов.
Так кто у кого украл эти полмиллиона баксов, а? Может, кто знает подробности?
АПД. Отдельное безумие - конский ценник на живые елки в городе. Я вчера купил домой елку за тысячу рублей у пожилого кавказца, который честно признался, что является перекупщиком. При том, что в лесничестве эти два метра мне (или перекупщику) обошлись бы в 10 рублей. Почему же лесничества не продает елки сами - с машин хотя бы, почему они отдали всю прибыль на сторону? Нет ответа - обзванивал сегодня лесничества Ленобласти, никто не хочет говорить на эту тему.